вообщем, после "обнадеживающего" поста Админа, начал понемногу зондировать почву про цепи...
если кому интересно, а судя по описаниям прикольная штука, вот пару статеек:
Показувати
Цепи K0NIG
1.Изготовлены в Италии.
Сделаны весьма прочно, надежно и конструктивно хорошо продуманы. Для звеньев использована проволока квадратного сечения. Благодаря этому отлично работают на гололеде. Кроме того, поперечные браслеты через один соединены продольными звеньями: они располагаются по центру беговой дорожки шины. Эти перемычки существенно улучшают поперечные сцепные свойства и, следовательно, допускают движение по гололеду и укатанному снегу с большей скоростью.
Сила тяги с такими цепями 300 кгс внатяг и 140 кгс при пробуксовке.
"+"- Отличные поперечные сцепные свойства. Квадратный профиль звеньев на гололеде более эффективен, чем круглый.
"-"- Как и другие конструкции, закрепленные на шине снаружи, их сложно надевать. Не являются универсальными: каждой шине — свой типоразмер.
2.Резиновая сеть
Изготовлена в Китае.
Безусловный чемпион по части увеличения проходимости на любой дороге. Весьма эффективна в грязи, на рыхлом и укатанном снегу, гололеде, мокрой траве. Благодаря множеству крупных каленых шипов значительно улучшает и продольные, и поперечные сцепные свойства.
380 кгс внатяг и 260 в режиме пробуксовки — рекорд нашего теста.
"+"- Наибольшее среди всех средств увеличение тяги на любой поверхности. Допускает весьма уверенное движение по гололеду.
"-"- Довольно сложно надевать на морозе — резина становится жесткой. Громоздкие и тяжелые — занимают много места в багажнике.
3.Браслеты
Прочные, отлично изготовленные, они попали на рынок, видимо, из советского стратегического запаса. Ограничений к применению всего два: первое — для крепления цепи на колесо в его диске должны быть подходящие отверстия, второе — непригодны для переднеприводных моделей: мешает суппорт.
Крупные звенья отлично вгрызаются в грунт или спрессованный снег, однако при езде по гололеду не эффективны. Два двойных браслета на колесо — слишком мало, чтобы гарантировать попадание хотя бы одной из цепей в пятно контакта. Отсюда непредсказуемое влияние на тормозной путь и практически никакого — на боковые сцепные свойства. Только в грязи и снегу эти нехитрые приспособления себя оправдывают. Возможно, стоит купить сразу два комплекта, по четыре браслета на колесо.
Образец показал максимальную тягу 250 кгс, после срыва в пробуксовку цепи все же скребут дорогу с силой 120 кгс.
"+"- Легкость монтажа, удобство пользования, небольшая масса комплекта. Не повреждают декоративное покрытие дисков.
"-"- Комплект из четырех двойных цепей обеспечивает лишь увеличение силы тяги. Невысока допустимая скорость движения.
4.Цепь
Как и предыдущий образец, эти цепи предназначены только для преодоления бездорожья. Звенья крупнее, поперечин больше, но надевать намного сложнее — замок внутреннего кольца нужно застегивать за колесом, что неудобно. При движении натяжение цепи ослабевает, время от времени ее нужно подтягивать.
Результаты — 320 кгс внатяг и 140 — с пробуксовкой.
"+"- Значительное увеличение силы тяги.
"-"- В движении требуют периодической подтяжки, при установке менее удобны, чем предыдущие.
5.Цепь МОTO CATENA
Изготовитель неизвестен.
Импортный аналог собачьей цепи сделан весьма деликатно. Мелкие звенья из проволочки диаметром 4 мм годятся разве что для легкого бездорожья при очень аккуратном вождении. На испытаниях одна цепочка лопнула при первом же провороте колеса на укатанном снегу.
Тем не менее общий результат не плохой — 260 кгс внатяг и 120 — с пробуксовкой.
"+"- В конструкции есть элемент, подтягивающий цепь на ходу.
"-"- Недостаточно прочны, неудобны в установке, недолговечны.
6.Резиновые браслеты SHERPA
Изготовитель неизвестен.
В нашем арсенале служат уже третий год и отлично себя зарекомендовали. Универсальны: подходят к шинам 13-15 дюймов. В грязи и на рыхлом снегу превосходят все металлические цепи, однако на гололеде совершенно бесполезны.
Результат, показанный на снегу, —240/120 кгс.
"+"- Универсальны, отлично работают в грязи и рыхлом снегу.
"-"- Непригодны для гололеда.
7.SPIKES-SPIDER QUICK
Изготовлены в Швейцарии.
Их главное достоинство — установка на колесо занимает несколько секунд. Правда, при условии, что диск адаптера смонтирован заранее. Появление этого «паука» в нынешнем тесте вызвано желанием объективно оценить прибавку тяги.
Результат—210/180 кгс.
"+"- Быстрая установка, довольно высокая допустимая скорость движения.
"-"- Громоздкие, занимают значительный объем багажника. Немалая цена.
Источник: «Экспертиза За рулем», 2005
Показувати
Любой автомобилист крепко привязан к дорогам: далеко ли отъедет современная легковушка от узкой полоски асфальта? Особенно эта зависимость проявляется зимой. Как ни странно, предоставить нам дополнительную свободу могут… цепи – внешне напоминающие кандалы. Как выбирать цепи противоскольжения и пользоваться ими?
Многие городские водители считают цепи противоскольжения атрибутом отчаянных «джиперов» и трактористов из глубинки. Но рано или поздно, по дороге на дачу либо в загородной поездке, каждому автомобилисту встречаются заснеженные участки, которые без цепей не преодолеть.
«Лесенка» и «соты»
По принципу действия цепи противоскольжения напоминают высокие грунтозацепы на внедорожной резине. С той лишь разницей, что выступы протектора могут забиться снегом или грунтом, превратив колесо в беспомощный слик, а в большом пространстве между ветвями цепи снег и грязь задержаться не могут. Цепь всегда выступает над поверхностью колеса и потому цепляется за дорожное покрытие.
На авторынках Украины можно найти цепи двух основных типов: с рисунком рабочей части «лесенка» и «соты». Первый вариант проще по устройству, но при этом хуже препятствует боковым смещениям (заносам). Кроме того, колесо, «обутое» в цепь с рисунком «лесенка», не круглое в профиль и вращается с рывками. За счет резко меняющейся нагрузки это может навредить трансмиссии и подвеске. В свою очередь, «соты» благодаря постоянному присутствию ветвей в пятне контакта шины с грунтом не изменяют форму колеса, а значит, обеспечивают более плавное вращение. Лучше, если звенья цепи сделаны из прутка прямоугольного, а не круглого сечения: угловатые детали лучше «вгрызаются» в плотный снег и лед.
Величина звеньев важна, когда тесная колесная арка автомобиля ограничивает общий диаметр колеса. Например, в инструкциях к некоторым иномаркам оговорена возможность применения только мелкоячеистых цепей, выступающих над поверхностью покрышки не более чем на 13 – 15 мм, причем лишь на колесах и дисках определенных размерностей. Из российских автомобилей «теснотой» колесных арок отличается семейство «десяток» – при сильной раскачке подвески за подкрылки могут цепляться даже противобуксовочные приспособления высотой 10 мм.
Резиновые цепи
В отдельную категорию входят мягкие цепи из пластикового материала (наподобие капрона), похожего на резину, – их еще называют сеткой для колес. Главное их преимущество по сравнению с металлическими аналогами заключается в том, что они позволяют ехать с большой скоростью. Инструкция рекомендует придерживаться скорости 60 км/ч, однако опыт некоторых водителей свидетельствует о возможности проехать без каких-либо серьезных последствий более сотни километров со скоростью 80 км/ч. На шоссе, покрытом рыхлым или укатанным снегом, они в целом не уступают металлическим «кандалам», хотя на заснеженном бездорожье эффективность «сеток» не так высока. Примерно то же самое можно сказать о езде по глубокой грязи на бездорожье. Благодаря наличию шипов пластиковые цепи неплохо помогают на обледеневшей дороге.
Вопреки расхожему мнению, «пластик» отнюдь не одноразовый. У некоторых автомобилистов такие «мягкие» цепи служат уже второй сезон. Еще одно их безусловное преимущество состоит в том, что они не намного увеличивают диаметр колеса.
Cогласно руководству по эксплуатации пластиковых цепей, колеса с машины не рекомендуется снимать, их нужно просто поддомкрачивать. Но некоторые водители предпочитают полностью демонтировать колеса с автомобиля. В этом случае на «обувание» двух колес уходит не более 30 минут, главное при этом – не потерять в снегу что-либо из установочного комплекта.
Надежность и качество
Самыми надежными (и соответственно, дорогими) считаются цепи испанского производства (600 – 800 грн.). Примерно такого же уровня изделия из Италии (500 – 650 грн.). Оба упомянутых комплекта имеют рисунок «соты». Цепи «лесенка» (также итальянские) стоят дешевле (130 – 150 грн.) и устроены несколько проще. У австрийских цепей (200 грн.) также более простой замок. Продавцы отличают недостаточную прочность польских (120 – 160 грн.) и турецких цепей (120 грн.), хотя на пару вылазок в заснеженную местность их должно хватить. Пластиковые средства для повышения проходимости, как оказалось, – товар на любителя: найти «сетки» (330 грн.) удалось не сразу. Все цепи продаются попарно – на два колеса.
Некоторые недостатки этих изделий могут проявиться только в процессе эксплуатации. При контакте со льдом и жестким снегом гальваническое покрытие цепей стирается, вопрос только – насколько быстро это произойдет. Некачественная резина амортизирующих крючьев-замков на морозе может терять эластичность. Более прочными представляются обычные цилиндрические пружины, которыми оснащены некоторые наборы.
Дело практики
При пользовании цепями важно учесть требования инструкции к ним и руководства по эксплуатации автомобиля. Автопроизводитель рекомендует размер покрышки, на которую можно ставить цепи. Кроме того, следует соблюдать скоростной режим. Большинство производителей ограничивают скорость для «закованных» машин 50 км/ч, а продавцы цепей рекомендуют не превышать 35 км/ч. Отступление от этого правила чревато если не потерей цепи, то повреждением элементов подвески, тормозов, подкрылков и т. п.
Перед надеванием цепей желательно снять колесные колпаки. Ездить в цепях по асфальту нельзя: в этом случае и они сами, и покрышки изнашиваются быстрее.
Мелкозвенчатых цепей с размером звена менее 10 мм в продаже найти не удалось. А именно они позволяют ехать с более высокой скоростью по заснеженному шоссе. Кстати, такие цепи меньше разрушают шины при движении по твердой поверхности.
Монтировать цепи нужно на ведущие колеса. Если автомобиль полноприводный, в железо лучше «обуть» все четыре колеса. Когда цепей только пара, а машина 4х4, их лучше поставить на передний мост. Но лишь при условии, что схема трансмиссии обеспечит его постоянную работу на тяжелом участке. На автомобилях с автоматическим подключением второго моста лучше поставить цепи на те колеса, на которые крутящий момент подается постоянно.
В шкуре тракториста
По утверждению опытных водителей, «оцепованный» автомобиль в движении напоминает трактор. Глубина преодолеваемого снега и управляемость возрастают. Это касается и тяжелых заднеприводных машин бизнес-класса, которые обычно вязнут даже в пляжном песке. Но всему есть предел, и, забравшись в полуметровые сугробы, любой внедорожник может сесть «на брюхо». Колеса с мощными цепными грунтозацепами быстро выгребут из-под себя снег – тогда без настоящего трактора обойтись уже не удастся.
Источник: «АвтоЦентр», 2004